VVVasilyev@...

Журнал «ВЗГЛЯД»


Иные и Путин


Текст: Юлия Малышева, 27 октября 2006, 20:12

Фото: rusf.ru
Фантаст Сергей Лукьяненко
Фото: ИТАР-ТАСС
Философ Александр Дугин

 

Тема преемственности и наследования в русской политике стала стержнем осенних Дней русской политической культуры, открывшихся в Москве в пятницу. Сегодня о будущем России после Путина рассуждали известный фантаст Сергей Лукьяненко и философ Александр Дугин. Общий вывод, сделанный столь непохожими друг на друга людьми: курс, которым сегодня идёт Россия, является для неё благом, и в идеале должен продолжиться при новом президенте.

Целью проведения Дней русской политической культуры, которые проходят уже второй раз, является стремление изменить культурный уровень политики, приблизив её к лучшим русским политическим традициям, считает один из организаторов мероприятия, член Общественной палаты России Алексей Чадаев.
Тема этих дней — преемственность — также не стала случайной.
«Сегодня все рассуждают о преемнике Путина, в то время как нужно думать о преемственности политики вообще», — пояснил газете ВЗГЛЯД Алексей Чадаев.
По его убеждению, одной из главных проблем современности является то, что Россия раз в 4 года — со сменой власти — начинает жизнь заново.
«Эту проблему мы предлагаем обсудить не политикам, а известным культурным деятелям», — отметил ещё одну особенность Дней русской культуры Алексей Чадаев.
Поэтому в пятницу рассуждать было предложено фантасту Сергею Лукьяненко и философу Александру Дугину.

 

Светлые и темные

«Граждане желают не «продолжения путинского курса», а самого Путина в качестве президента». Встреча с автором «Дозоров» стала для присутствующих десертом, поданным перед основным блюдом. Впрочем, Лукьяненко — по его же словам, человек, старающийся дистанцироваться от политики, — меньше говорил о творчестве, а больше о своём видении настоящего и будущего государства.
«Моя политическая функция — это культурная экспансия России в зарубежные страны», — объяснил своё участие в Днях политической культуры писатель.
И без доли скромности сообщил, что его книги успешно продаются в двадцати странах мира.
Впрочем, сходство с политиком фантаст нашёл и в том, что «политикам, как и писателям-фантастам, приходится выдумывать красивое будущее».
Однако присутствовавшие — в основном активисты молодёжных политдвижений — не преминули политизировать идею двухполярности «Дозоров» Лукьяненко.
«Когда мы разговариваем с «нацболами» и они спрашивают: «Чем мы от вас отличаемся?», я объясняю: просто вы тёмные, а мы светлые», — рассказал один из членов «России молодой».
Активист движения подмосковных экологов «Местные» вообще предложил писателю в новой книге развить идею многополярности, чтобы читатели смогли руководствоваться ею при оценке реальной политической картины мира.
Но создатель Антона Городецкого не согласился с тем, что в его книгах всё поделено на белое и чёрное. «Светлые ведут себя как тёмные, и наоборот, и не всегда понятно, что есть хорошо, а что плохо. Это восточная философия — одно перетекает в другое», — пояснил он.
Помимо будущего «Дозоров» присутствующих интересовало отношение писателя к Интернету, национализму и прочим актуальным для российской молодёжи проблемам.
Зону «ru», а точнее содержание различных блогов в ЖЖ, Лукьяненко считает излишне политизированной. «Для государства гораздо полезней, когда молодой человек занимается каким-то делом, а не сидит сутками в Интернете и рассуждает о политике», — сказал популярный писатель. И расплодившиеся в последние годы многочисленные молодёжные движения он не одобрил, заявив, что они могут стать «кузницами карьеристов».
Отвечая на вопрос о том, какой он видит Россию в будущем, Лукьяненко не проявил присущей ему фантазии, а поделился знакомыми многим опасениями: «Есть ощущение, что истекают те годы, когда складывается судьба России и после которых уже ничего нельзя будет изменить».

 

«Нам нужен Путин»

Философ Александр Дугин, комментируя главную тему Дней политической культуры — преемственность, — напомнил, что такого явления в российской политике никогда не было, и идеологии менялись сразу же после смены лидера государства. «От царя к царю, генсека к генсеку, президента к президенту идеология менялась на прямо противоположную», — напомнил он.
«Ельцин реализовывал в государстве западническую модель, Путин — патриотическую, а что будет после него — нельзя предугадать», — уверен он. Поэтому, считает философ, сегодня граждане находятся в ужасе от перспективы прихода нового президента и желают не «продолжения путинского курса, а самого Путина в качестве президента».
Успешность действующего главы государства Дугин также постарался подвести под свою теорию. «Если у нас в чём-то и есть преемственность, так это в политической философии народа», — считает он. Согласно теории философа эта преемственность держится на нескольких принципах, отражающих русское мировоззрение.
В первую очередь, по мнению Дугина, человеку нужно государство, у которого есть миссия, а «государство-менеджер», соответственно, вызывает у него протест. Кроме того, народ стремится быть единым и цельным, любит справедливость, предпочитает созерцательность конкретным действиям.
На первом месте для него стоит державность — ради успеха государства русский готов терпеть собственные невзгоды. Также, по мнению Дугина, русские очень консервативны из-за своего свободолюбия, и им нужны «жёсткие рамки, потому что они боятся что-нибудь натворить».
Как считает Дугин, политика Путина соответствует большей части этих пунктов, именно поэтому находит поддержку среди народа. «Чтобы следующий президент пользовался такой же популярностью, он должен декларировать точно такие же принципы», — убеждён философ.