VVVasilyev@...
 

О ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

   

Журнальная статья

Виртуальную реальность можно трактовать как некую условность бытия, как набор допущений и предположений, с которыми готов согласиться наш разум, принимая их в качестве подмены закономерностей обыденного мира. Виртуальная реальность — это игра. Пожалуй,даже любая игра. От детской «войнушки» и незабвенных «дочек-матерей» до пейнтбола и Q-zar'а. А морской бой? Ролевые игры — пожалуй, наиболее чётко структурированные из игровых реальностей сегодняшнего дня. В Internet ролевые забавы распространены в виде MUD'ов (multy user dimensions) — много пользовательских миров, где в качестве основы для игры берутся не только фэнтезийные произведения, но и «Звёздные войны», и реальное историческое Средневековье (без магии, зато с инквизицией), и просто реальная жизнь. Да, самая что ни на есть обыкновенная повседневность. Удивительно? «Симулятор жизни», The Sims, помещает вас в обыкновенный американский мегаполис, где вам предлагается начать с пособия по безработице и старого трейлера в качестве жилья. Затем вы можете искать работу (по объявлениям), устраиваться туда, работать (именно так! Внутри игры!), организовывать свой досуг, даже заводить семью и домашних животных. Кстати, если плохо ухаживать за своими питомцами, они заболевают, умирают и могут заодно заразить ваш персонаж, который без дорогостоящей медицинской помощи умрёт самой настоящей виртуальной смертью...
Компьютерным играм, конечно же, на роду написано быть носителями виртуальной реальности. И это у них получается — у тех, которые по-настоящему хороши, захватывающи и интересны. Помните такую небольшую скромную игрушку чуть ли не под 286-ю машину — Scortched Earth? На случайно генерируемом двухмерном гористом ландшафте расставляются пушечки. У каждого игрока — своя; стреляют все по очереди. При выстреле выбирается тип снаряда, угол наклона ствола и мощность залпа. Цель — уничтожить всех. Все. И вот за этой, казалось бы, элементарной забавой столько бесценных часов и недель было убито когда-то... Впоследствии на том же принципе были построены знаменитые Worms. Да и каждый из вас наверняка может припомнить не одну захватывающую игру, погружение в мир которой было достаточно глубоким, чтобы отрешаться при этом от всего внешнего, постороннего. Вот она — виртуальная реальность!
И снова об Internet: чаты, доски объявлений, телеконференции — разве и это не виртуальная реальность? Ведь нас-то самих в Сети нет. Вместо нас присутствуют там наши образы, которые, строго говоря, никто не мешает нам приукрашивать или, наоборот, принижать по сравнению с тем, что мы собой представляем в действительности. Если не брать в расчёт знакомства на один вечер (Привет-меня-зовут-Вася-я-клёвый-парень-кидай-свою-фотку-потусуемся), то о человеке говорят только его фразы на экране монитора. И больше ничего. Воспринимая эти фразы, отвечая на них, мы очень часто говорим не с человеком, а с нами же самими додуманным образом, который (в лучших традициях виртуальной реальности) вовсе не обязан иметь с ним что-то общее. Да и так ли уж часто интересуют нас подлинные люди по ту сторону монитора? Не проще ли иногда считать их именно порождениями электронных сетей?
Вот и выходит, что действительность наша уже сейчас заполнена пересекающимися и перетекающими друг в друга сферами виртуальных реальностей, в рамках которых мы действуем. Хорошо ещё, если они не заслоняют от нас настоящий мир, воспринимать который лучше всё-таки адекватно. Ведь именно тем он и отличается от виртуального, что его правила мы менять не можем, и выйти из него, кроме как в небытие, не удастся. Во всём же остальном наше сознание, оказывается, настолько способно увлечься построением придуманного мира, что с течением времени различить грань между ним и подлинным становится всё труднее.
Каким же окажется путь той киберпанковской виртуальной реальности, которую так удачно в своё время предсказали писатели и которая сейчас оказывается не столь уж необходимой в полном своём объёме? Как часто бывает с фантастикой, она верно провидит общее направление развития, но не слишком точна в деталях. Виртуальная реальность несомненно будет. Первые свои шаги в направлении киберпространства делаются уже сейчас. Однако полного погружения человечества в неё, отказа людей от самих себя ради сконструированного компьютером бытия не произойдёт. Наоборот, само это бытие станет частью подлинного мира и будет помогать человеку взаимодействовать с ним и с другими людьми. Ведь общение с людьми, проникновение в их внутренние миры — в созданные ими для самих себя виртуальные реальности — и есть самое интересное, что только можно себе представить.